Низшие психические функции – что это такое и как они влияют на поведение человека

Низшие психические функции являются основными составляющими психической активности человека и отвечают за выполнение самых простых, аутоматизированных действий и реакций. Они включают в себя такие процессы, как восприятие, внимание и память.

Соотношение обучения и развития

Обучение

Обучение представляет собой процесс передачи информации и усвоения знаний. Оно осуществляется с помощью специально разработанных методов и техник, а также с использованием различных образовательных материалов. Обучение может происходить как в формальной образовательной среде (школа, университет), так и в неформальной среде (курсы, тренинги, самообразование).

  • Цель обучения – передача конкретных знаний и навыков.
  • Методы обучения – лекции, практические занятия, тренинги.
  • Инструменты обучения – учебники, презентации, задания.
  • Результат обучения – усвоение информации и приобретение навыков.

Развитие

Развитие – это процесс расширения и совершенствования существующих психических функций. Оно происходит под воздействием внешних и внутренних факторов и является непрерывным и постепенным. Развитие может происходить в различных сферах – когнитивной, эмоциональной, социальной и т. д. Оно способствует формированию личности и повышению ее адаптивности в различных ситуациях.

  1. Цель развития – расширение и совершенствование психических функций.
  2. Факторы, влияющие на развитие – генетические, социальные, культурные.
  3. Стимулы развития – новые задачи, творческая активность, осознанное саморазвитие.
  4. Результат развития – повышение уровня психических функций и адаптивного поведения.

Обучение и развитие не являются различными, а взаимосвязанными и взаимообусловленными процессами. Обучение способствует развитию, а развитие создает базу для дальнейшего обучения. Для достижения наилучших результатов в психическом развитии необходимо учитывать и соотносить оба эти процесса.

Соотношение обучения и развития

Зона ближайшего развития (ЗБР)

В ЗБР ребенок находится в зоне своего актуального развития, но уже близок к освоению новых знаний и навыков. Это временное состояние, когда ребенок нуждается в поддержке и руководстве более опытного человека, чтобы достичь следующего уровня развития.

Рекомендуем прочитать:  Симптомы депрессивного психоза

Важные особенности ЗБР:

  • ЗБР является индивидуальным и может отличаться у разных детей.
  • Достижение ЗБР способствует активному участию ребенка в процессе обучения.
  • Взрослый в ЗБР выступает в роли помощника, направляющего самостоятельные усилия ребенка.
  • Развитие в ЗБР происходит в контексте социокультурной среды, взаимодействуя с другими людьми и использованием инструментов.

Основные принципы ЗБР:

  1. Поддержка развития: взрослый помогает ребенку преодолеть трудности, но не делает все за него.
  2. Интерес к ребенку: важно устанавливать эмоциональный контакт и проявлять интерес к интересам и потребностям ребенка.
  3. Адаптация: взрослый должен адаптировать уровень своей помощи к конкретным потребностям и возможностям ребенка.
  4. Совместная деятельность: учитель и ребенок работают вместе, взаимодействуя и обмениваясь знаниями и опытом.

Пример ЗБР в практике:

Уровень развития: Ребенок умеет складывать числа до 10.
ЗБР: Ребенок может научиться складывать числа до 20 с помощью учителя или родителя.
Поддержка: Учитель предлагает задачи сложности выше уровня развития ребенка и направляет его при выполнении.
Результат: Ребенок успешно осваивает навык сложения чисел до 20 в результате поддержки учителя.

Зона ближайшего развития (ЗБР) является важным понятием в психологии развития. Она подчеркивает важность взаимодействия ребенка с опытными взрослыми, которые могут помочь ему преодолеть преграды на пути к новым знаниям и навыкам.

Зона ближайшего развития (ЗБР)

Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского

Основные принципы концепции

  • Социальное происхождение психики: психика ребенка формируется в процессе общения с окружающей средой и другими людьми.
  • Зона ближайшего развития: ребенок способен осваивать новые знания и умения при помощи более опытных товарищей и взрослых, которые являются его руководителями.
  • Использование средств и инструментов: культура предоставляет ребенку различные средства, которые помогают ему овладеть новыми знаниями и умениями.
  • Важность межличностного взаимодействия: взаимодействие с другими людьми способствует развитию рассудка и формированию высших психических функций.

Примеры из практики

Приведем несколько примеров, иллюстрирующих применение культурно-исторической концепции в практике развития психики детей и взрослых:

  1. Совместные игры ребенка с более опытным ребенком или взрослым. Во время игры ребенок учится совершенствовать свои навыки и развивать новые умения.
  2. Обучение детей в школе при помощи специальных учебных пособий и методик. Эти пособия и методики разработаны с учетом особенностей развития психики детей разного возраста.
  3. Создание мультимедийных программ и приложений для обучения взрослых. Эти программы специально разрабатываются с учетом потребностей и возможностей взрослых пользователей.
Рекомендуем прочитать:  Тревога в психологии - проявления, причины и способы справиться

Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского подчеркивает важность социального взаимодействия и культурного окружения в процессе развития психических функций. Эта концепция имеет практическое применение в образовании и воспитании детей, а также в разработке образовательных программ и методик для взрослых. Она помогает создать благоприятные условия для развития психики и достижения высоких результатов в обучении и саморазвитии.

Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского

Основные положения теории Выготского о развитии высших психических функций (ВПФ)

Теория Льва Выготского, одного из основателей культурно-исторической психологии, представляет собой важную основу для понимания развития высших психических функций у человека. Его теория сосредотачивается на взаимодействии между ребенком и окружающими его людьми и средой.

Основные положения теории Выготского:

  1. Зона ближайшего развития (ЗБР) – это разница между уровнем умения выполнить задачу самостоятельно и уровнем, который ребенок может достичь при помощи поддержки более опытного члена общества.
  2. Роль взрослого – взрослый член общества играет важную роль в развитии высших психических функций у ребенка, предоставляя поддержку и помощь в выполнении задач в зоне ближайшего развития.
  3. Внутренняя речь – Выготский считал, что внутренняя речь является инструментом развития высших психических функций. Ребенок использует внутреннюю речь для регуляции и организации своего мышления.
  4. Стадии развития – Выготский выделял преодолеваемые стадии развития высших психических функций. На каждой стадии дети используют разные стратегии и инструменты, чтобы выполнить задачи в зоне ближайшего развития.

Примеры применения теории Выготского:

  • В образовании – педагоги могут использовать зону ближайшего развития, чтобы определить, какие навыки и знания требуются ученикам, и предлагать соответствующую поддержку и помощь.
  • В развитии лидерства – руководители могут использовать подходы Выготского, чтобы развить высшие психические функции у своих подчиненных, предоставляя им задачи, которые находятся в их зоне ближайшего развития.
Рекомендуем прочитать:  Ребенок аутист - что это такое?

Роль среды в развитии ребенка

Одним из основных факторов, влияющих на развитие низших психических функций, является стимуляция. Стимуляция может быть непосредственной, например, через общение с родителями или игру с игрушками, а может быть и косвенной, через наблюдение других детей или взрослых. Чем богаче и разнообразнее стимуляция, тем больше возможностей для развития и совершенствования низших психических функций.

Основные положения теории Выготского о развитии высших психических функций (ВПФ)

Ребенок также активно влияет на свою среду и выбирает те стимулы, которые ему наиболее интересны. Например, ребенок может самостоятельно выбирать игрушки или книги, которые хочет изучать. Таким образом, среда и ребенок взаимодействуют между собой, и каждый вносит свой вклад в развитие низших психических функций.

Итак, среда играет важную роль в развитии низших психических функций ребенка. Она предоставляет стимулы и возможности для развития таких функций, как восприятие, внимание, память, мышление, речь и двигательные навыки. Важно создавать богатую и разнообразную среду, которая будет способствовать оптимальному развитию ребенка и его низших психических функций.

Роль среды в развитии ребенка
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector