Кризисы согласно модели психосоциального развития Эриксона

Кризисы по эриксону – это периоды развития в жизни человека, в которых возникают конфликты между потребностями и требованиями общества. В соответствии с теорией Эриксона, кризисы возникают на каждом этапе жизни и могут иметь значительное влияние на личностное развитие. Каждый кризис представляет собой возможность для роста и развития, но также может стать причиной стресса и неуравновешенности.

8 стадий развития личности по Э. Эриксону

Эрик Эриксон, американский психоаналитик австрийского происхождения, разработал теорию о восьми стадиях развития личности. Он считал, что каждая стадия сопряжена с определенной кризисной ситуацией, которую человек должен преодолеть, чтобы развиваться нормально. Ниже представлен обзор этих стадий.

1. Инфантильность против которая может проявиться в раннем детстве как кризис между доверием и недоверием

Первая стадия развития личности, которую Эриксон называл “инфантильностью”, связана с возрастом от рождения до 1 года. Главная задача этой стадии – развитие чувства доверия к окружающему миру. Ребенок, который получает достаточно любви, внимания и заботы со стороны родителей, развивает доверие в мир и людей. В противном случае, ребенок может испытывать недоверие и беспокойство.

2. Автономия против сомнений, связанных с возрастом от 1 до 3 лет

Вторая стадия, называемая Эриксоном “автономией против сомнений”, связана с возрастом от 1 до 3 лет. Основная задача этой стадии – развитие чувства самостоятельности и контроля над своими действиями. В случае успеха, ребенок начинает экспериментировать, брать на себя ответственность и чувствовать себя уверенно. В противном случае, ребенок может испытывать сомнения в своей способности и независимости.

3. Инициативность против вины, возраст от 3 до 6 лет

Третья стадия развития личности, называемая “инициативностью против вины”, связана с возрастом от 3 до 6 лет. Основная задача этой стадии – развитие чувства инициативы, творческого мышления и самовыражения. Если ребенок успешно пройдет эту стадию, он начнет проявлять интерес к исследованию окружающего мира и принимать активное участие в играх и других занятиях. В противном случае, ребенок может испытывать чувство вины и сдерживать свое творческое потенциал.

4. Индустриальность против формирования чувства неполноценности, возраст от 6 до 12 лет

Четвертая стадия развития личности, называемая “индустриальностью против формирования чувства неполноценности”, связана с возрастом от 6 до 12 лет. Основная задача этой стадии – развитие чувства компетентности, достижений и уверенности в своих способностях. Если ребенок успешно пройдет эту стадию, он начнет развивать интересы, достигать успеха в академической и социальной сфере и формировать позитивное самооценку. В противном случае, ребенок может чувствовать себя неполноценным, неудачником и неспособным.

Рекомендуем прочитать:  Как проявляется послеродовая депрессия

5. Идентичность против ролевой рассеянности, возраст от 12 до 18 лет

Пятая стадия развития личности, называемая “идентичностью против ролевой рассеянности”, связана с возрастом от 12 до 18 лет. Основная задача этой стадии – развитие собственной идентичности и установление своего места в обществе. Во время этой стадии подросток ищет свое призвание, соответствующие ценности и установки, и формирует свою личность. Если подросток успешно пройдет эту стадию, он будет иметь четкое представление о себе и своих целях. В противном случае, он может чувствовать смятение, неопределенность и ролевую рассеянность.

6. Интимность против изоляции, возраст от 18 до 40 лет

Шестая стадия развития личности, называемая “интимностью против изоляции”, связана с возрастом от 18 до 40 лет. Основная задача этой стадии – установление близких и глубоких отношений с другими людьми. Человек, который успешно пройдет эту стадию, будет открыт для любви и доверия, будет иметь устойчивые взаимоотношения. В противном случае, человек может испытывать чувство изоляции и одиночества.

7. Генеративность против стагнации, возраст от 40 до 65 лет

Седьмая стадия развития личности, называемая “генеративностью против стагнации”, связана с возрастом от 40 до 65 лет. Основная задача этой стадии – создание и поддержание семьи, забота о других людях и продолжение своего достижения. Человек, который успешно пройдет эту стадию, будет обладать чувством ответственности, удовлетворения от своих достижений и жизненного пути. В противном случае, человек может испытывать чувство стагнации, разочарования и беспокойства о своих достижениях.

8. Целостность против отчужденности, возраст после 65 лет

Восьмая и последняя стадия развития личности, называемая “целостностью против отчужденности”, связана с возрастом после 65 лет. Основная задача этой стадии – оценка своей жизни, принятие и уверенность в своих выборах. Человек, который успешно пройдет эту стадию, будет иметь ощущение полноты, удовлетворения и готовности принять последний этап жизни. В противном случае, человек может испытывать чувство отчужденности, нетерпимости и неудовлетворенности.

Рекомендуем прочитать:  Ранняя детская шизофрения - причины, симптомы и методы лечения

Основные положения теории развития личности по Э. Эриксону

Эрик Эриксон, американский психолог, разработал теорию развития личности, которая охватывает восемь стадий, простирающихся на протяжении всей жизни человека. Каждая стадия связана с определенным кризисом, который индивид должен разрешить, чтобы продолжить нормальное развитие.

Стадии развития личности и связанные с ними кризисы:

  1. Первая стадия – доверие против недоверия: в раннем детстве дети развивают осознание того, насколько они могут полагаться на окружающих. Кризис возникает, если ребенок не получает достаточно заботы и эмоциональной поддержки.
  2. Вторая стадия – автономия против сомнения и стыда: в возрасте от 1 до 3 лет дети начинают формировать свою самостоятельность. Если родители слишком суровы или слишком контролируют ребенка, это может привести к чувству сомнения и стыда.
  3. Третья стадия – инициатива против вины: дети в возрасте от 3 до 6 лет начинают проявлять большую инициативу в своих действиях. Если родители подавляют их инициативу, они могут испытывать чувство вины.
  4. Четвертая стадия – старательность против чувства неполноценности: в возрасте от 6 до 12 лет дети стремятся достичь успеха в учебе и других активностях. Если они не могут соответствовать высоким ожиданиям, это может вызвать чувство неполноценности.
  5. Пятая стадия – идентичность против ролевой растерянности: в подростковом возрасте люди начинают искать свою идентичность и определить свое место в обществе. Если они не могут найти свое место, может возникнуть растерянность и неопределенность.
  6. Шестая стадия – близость против изоляции: в молодом взрослом возрасте люди ищут близкие отношения с другими людьми. Если у них не получается установить глубокие связи, они могут ощущать изоляцию.
  7. Седьмая стадия – продуктивность против стагнации: в среднем взрослом возрасте люди стремятся достичь успеха в работе и участии в общественной жизни. Если они не достигают своих целей, может возникнуть чувство стагнации.
  8. Восьмая стадия – целостность против отчаяния: в пожилом возрасте люди оценивают свою жизнь и задаются вопросом, достигли ли они своих целей и имеют ли они чувство удовлетворенности. Если они ощущают сожаление и разочарование, возникает чувство отчаяния.

Теория развития личности по Э. Эриксону показывает, что различные стадии жизни человека связаны с определенными эмоциональными конфликтами. Решение этих конфликтов играет важную роль в формировании здоровой личности и обеспечении нормального развития в течение всей жизни.

Рекомендуем прочитать:  Олигофрения в степени дебильности

Полный жизненный цикл по э.Эриксону

Эриксон предлагает теорию, основанную на общем жизненном цикле человека, в котором он выделяет восемь стадий эго-развития. Каждая стадия представляет собой определенный период времени, в котором возникают основные вызовы, задачи и кризисы. Весь жизненный цикл по э.Эриксону можно представить в следующем виде:

Стадия Возраст Основная задача
Доверие к основным уходчиво-… рождение – 1,5 года развитие доверия и ощущения безопасности
Автономия против сомнения и стыда 1,5 – 3 года развитие независимости и контроля над собой
Инициатива против вины 3 – 6 лет развитие инициативы и самоутверждения
Усидчивость против чувства неполноценности 6 – 12 лет развитие самостоятельности и производительности
Идентичность против ролевой рассеянности 12 – 18 лет поиск личной идентичности и определение роли в жизни
Интимность против изоляции 18 – 40 лет развитие глубоких и доверительных отношений с другими людьми
Генеративность против стагнации 40 – 65 лет выполнение смысловых задач и оставление своего следа в мире
Ясность против отчаяния 65+ лет рефлексия на свою жизнь и принятие себя и своих достижений

Каждая стадия представляет собой кризис, который необходимо преодолеть, чтобы продолжить движение вперед по жизненному циклу. Эти кризисы играют ключевую роль в формировании индивидуальной личности и определении смысла жизни. Полное осознание и разрешение каждого кризиса позволяют достичь полного потенциала развития и полного искупления всего жизненного цикла.

Исходя из теории э.Эриксона, понимание и осознание полного жизненного цикла помогает нам понять различные вызовы и кризисы, с которыми мы сталкиваемся на каждой стадии. Это позволяет нам развивать сильные стороны, преодолевать сложности и формировать позитивную самоидентификацию. Понимание этой теории также может помочь в оценке и поддержке развития других людей на разных стадиях их жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector