Кризисы по эриксону – это периоды развития в жизни человека, в которых возникают конфликты между потребностями и требованиями общества. В соответствии с теорией Эриксона, кризисы возникают на каждом этапе жизни и могут иметь значительное влияние на личностное развитие. Каждый кризис представляет собой возможность для роста и развития, но также может стать причиной стресса и неуравновешенности.
8 стадий развития личности по Э. Эриксону
Эрик Эриксон, американский психоаналитик австрийского происхождения, разработал теорию о восьми стадиях развития личности. Он считал, что каждая стадия сопряжена с определенной кризисной ситуацией, которую человек должен преодолеть, чтобы развиваться нормально. Ниже представлен обзор этих стадий.
1. Инфантильность против которая может проявиться в раннем детстве как кризис между доверием и недоверием
Первая стадия развития личности, которую Эриксон называл “инфантильностью”, связана с возрастом от рождения до 1 года. Главная задача этой стадии – развитие чувства доверия к окружающему миру. Ребенок, который получает достаточно любви, внимания и заботы со стороны родителей, развивает доверие в мир и людей. В противном случае, ребенок может испытывать недоверие и беспокойство.
2. Автономия против сомнений, связанных с возрастом от 1 до 3 лет
Вторая стадия, называемая Эриксоном “автономией против сомнений”, связана с возрастом от 1 до 3 лет. Основная задача этой стадии – развитие чувства самостоятельности и контроля над своими действиями. В случае успеха, ребенок начинает экспериментировать, брать на себя ответственность и чувствовать себя уверенно. В противном случае, ребенок может испытывать сомнения в своей способности и независимости.
3. Инициативность против вины, возраст от 3 до 6 лет
Третья стадия развития личности, называемая “инициативностью против вины”, связана с возрастом от 3 до 6 лет. Основная задача этой стадии – развитие чувства инициативы, творческого мышления и самовыражения. Если ребенок успешно пройдет эту стадию, он начнет проявлять интерес к исследованию окружающего мира и принимать активное участие в играх и других занятиях. В противном случае, ребенок может испытывать чувство вины и сдерживать свое творческое потенциал.
4. Индустриальность против формирования чувства неполноценности, возраст от 6 до 12 лет
Четвертая стадия развития личности, называемая “индустриальностью против формирования чувства неполноценности”, связана с возрастом от 6 до 12 лет. Основная задача этой стадии – развитие чувства компетентности, достижений и уверенности в своих способностях. Если ребенок успешно пройдет эту стадию, он начнет развивать интересы, достигать успеха в академической и социальной сфере и формировать позитивное самооценку. В противном случае, ребенок может чувствовать себя неполноценным, неудачником и неспособным.
5. Идентичность против ролевой рассеянности, возраст от 12 до 18 лет
Пятая стадия развития личности, называемая “идентичностью против ролевой рассеянности”, связана с возрастом от 12 до 18 лет. Основная задача этой стадии – развитие собственной идентичности и установление своего места в обществе. Во время этой стадии подросток ищет свое призвание, соответствующие ценности и установки, и формирует свою личность. Если подросток успешно пройдет эту стадию, он будет иметь четкое представление о себе и своих целях. В противном случае, он может чувствовать смятение, неопределенность и ролевую рассеянность.
6. Интимность против изоляции, возраст от 18 до 40 лет
Шестая стадия развития личности, называемая “интимностью против изоляции”, связана с возрастом от 18 до 40 лет. Основная задача этой стадии – установление близких и глубоких отношений с другими людьми. Человек, который успешно пройдет эту стадию, будет открыт для любви и доверия, будет иметь устойчивые взаимоотношения. В противном случае, человек может испытывать чувство изоляции и одиночества.
7. Генеративность против стагнации, возраст от 40 до 65 лет
Седьмая стадия развития личности, называемая “генеративностью против стагнации”, связана с возрастом от 40 до 65 лет. Основная задача этой стадии – создание и поддержание семьи, забота о других людях и продолжение своего достижения. Человек, который успешно пройдет эту стадию, будет обладать чувством ответственности, удовлетворения от своих достижений и жизненного пути. В противном случае, человек может испытывать чувство стагнации, разочарования и беспокойства о своих достижениях.
8. Целостность против отчужденности, возраст после 65 лет
Восьмая и последняя стадия развития личности, называемая “целостностью против отчужденности”, связана с возрастом после 65 лет. Основная задача этой стадии – оценка своей жизни, принятие и уверенность в своих выборах. Человек, который успешно пройдет эту стадию, будет иметь ощущение полноты, удовлетворения и готовности принять последний этап жизни. В противном случае, человек может испытывать чувство отчужденности, нетерпимости и неудовлетворенности.
Основные положения теории развития личности по Э. Эриксону
Эрик Эриксон, американский психолог, разработал теорию развития личности, которая охватывает восемь стадий, простирающихся на протяжении всей жизни человека. Каждая стадия связана с определенным кризисом, который индивид должен разрешить, чтобы продолжить нормальное развитие.
Стадии развития личности и связанные с ними кризисы:
- Первая стадия – доверие против недоверия: в раннем детстве дети развивают осознание того, насколько они могут полагаться на окружающих. Кризис возникает, если ребенок не получает достаточно заботы и эмоциональной поддержки.
- Вторая стадия – автономия против сомнения и стыда: в возрасте от 1 до 3 лет дети начинают формировать свою самостоятельность. Если родители слишком суровы или слишком контролируют ребенка, это может привести к чувству сомнения и стыда.
- Третья стадия – инициатива против вины: дети в возрасте от 3 до 6 лет начинают проявлять большую инициативу в своих действиях. Если родители подавляют их инициативу, они могут испытывать чувство вины.
- Четвертая стадия – старательность против чувства неполноценности: в возрасте от 6 до 12 лет дети стремятся достичь успеха в учебе и других активностях. Если они не могут соответствовать высоким ожиданиям, это может вызвать чувство неполноценности.
- Пятая стадия – идентичность против ролевой растерянности: в подростковом возрасте люди начинают искать свою идентичность и определить свое место в обществе. Если они не могут найти свое место, может возникнуть растерянность и неопределенность.
- Шестая стадия – близость против изоляции: в молодом взрослом возрасте люди ищут близкие отношения с другими людьми. Если у них не получается установить глубокие связи, они могут ощущать изоляцию.
- Седьмая стадия – продуктивность против стагнации: в среднем взрослом возрасте люди стремятся достичь успеха в работе и участии в общественной жизни. Если они не достигают своих целей, может возникнуть чувство стагнации.
- Восьмая стадия – целостность против отчаяния: в пожилом возрасте люди оценивают свою жизнь и задаются вопросом, достигли ли они своих целей и имеют ли они чувство удовлетворенности. Если они ощущают сожаление и разочарование, возникает чувство отчаяния.
Теория развития личности по Э. Эриксону показывает, что различные стадии жизни человека связаны с определенными эмоциональными конфликтами. Решение этих конфликтов играет важную роль в формировании здоровой личности и обеспечении нормального развития в течение всей жизни.
Полный жизненный цикл по э.Эриксону
Эриксон предлагает теорию, основанную на общем жизненном цикле человека, в котором он выделяет восемь стадий эго-развития. Каждая стадия представляет собой определенный период времени, в котором возникают основные вызовы, задачи и кризисы. Весь жизненный цикл по э.Эриксону можно представить в следующем виде:
Стадия | Возраст | Основная задача |
---|---|---|
Доверие к основным уходчиво-… | рождение – 1,5 года | развитие доверия и ощущения безопасности |
Автономия против сомнения и стыда | 1,5 – 3 года | развитие независимости и контроля над собой |
Инициатива против вины | 3 – 6 лет | развитие инициативы и самоутверждения |
Усидчивость против чувства неполноценности | 6 – 12 лет | развитие самостоятельности и производительности |
Идентичность против ролевой рассеянности | 12 – 18 лет | поиск личной идентичности и определение роли в жизни |
Интимность против изоляции | 18 – 40 лет | развитие глубоких и доверительных отношений с другими людьми |
Генеративность против стагнации | 40 – 65 лет | выполнение смысловых задач и оставление своего следа в мире |
Ясность против отчаяния | 65+ лет | рефлексия на свою жизнь и принятие себя и своих достижений |
Каждая стадия представляет собой кризис, который необходимо преодолеть, чтобы продолжить движение вперед по жизненному циклу. Эти кризисы играют ключевую роль в формировании индивидуальной личности и определении смысла жизни. Полное осознание и разрешение каждого кризиса позволяют достичь полного потенциала развития и полного искупления всего жизненного цикла.
Исходя из теории э.Эриксона, понимание и осознание полного жизненного цикла помогает нам понять различные вызовы и кризисы, с которыми мы сталкиваемся на каждой стадии. Это позволяет нам развивать сильные стороны, преодолевать сложности и формировать позитивную самоидентификацию. Понимание этой теории также может помочь в оценке и поддержке развития других людей на разных стадиях их жизни.