НЕДЕЛЯ БИОЛОГИИ И ХИМИИ 29 апреля

Уважаемые обучающиеся 1 курса, сегодня мы предлагаем Вам пройти химический марафон «Эрудит» и решить олимпиаду по химии.

Все участники получат гарантированные оценки по предмету Химия, а победителей ждут награды!

Задания марафона и олимпиады будут размещены на сайте только в течение одного дня, торопитесь принять участие!

Выполненные работы Вы можете присылать на почту botonom.20@mail.ru, в теме письма обязательно укажите свои ФИО и номер группы.

Успехов Вам!

Химический марафон «Эрудит»

Марафон проходит в несколько этапов. Все ответы записывайте на листочке, обязательно указывая номер этапа и вопроса. Оценивание производится по бальной системе.

I этап. Игра «Что? Где? Когда?»

Каждый правильный ответ оценивается в баллах. Максимальный балл 2.

Вопрос №1 Кроссворд

соли

Задание: Заполнить ячейки кроссворда названиями солей во множественном числе.

1. K2CO2.KNO3.K2SO4.K25. K3PO4 6. KCl 7. KNO2 8. K2SO3 9. K2SiO3

Вопрос №2. Атом любого химического элемента – как бы крохотная Солнечная система. Поэтому такую модель атома, предложенную английским химиком, называют планетарной. Кто этот химик?

Вопрос №3. Этот химический элемент долго искали на Солнце и даже заранее присвоили ему соответствующее название, а нашли в атмосферном воздухе. Что это за элемент?

Вопрос №4. Газ, образующийся в верхних слоях атмосферы Земли и защищающий живые организмы от губительного воздействия жесткого ультрафиолетового излучения Солнца. Что это за газ? Назовите формулу этого вещества.

Вопрос №5.

Удивить готов он нас —
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он – графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …

Вопрос №6.

Без него мы жить не можем,

Он всегда нам всем поможет.

Он находится везде –

И на суше и в воде.

Кто же скажет мне из вас,

Как зовётся этот газ?

Вопрос №7. Какой неметалл является лесом?

Вопрос №8. Название какого металла несет в себе волшебника? 

Вопрос №9. Металл, который поможет измерить температуру, если вы, простудитесь.

Что это за металл?

Вопрос №10. Сколько нейтронов в атоме железа?

Вопрос №11. Какую кислоту можно найти в минеральной воде и лимонаде?

Вопрос №12. Когда (в каком году) и кем был открыт периодический закон химических элементов?

Вопрос №13. Какой химический элемент состоит из двух животных?

 Вопрос №14. В состав, названия какого металла входит дерево?

Вопрос №15. Определите степени окисления всех элементов в перманганате калия KMnO4.

Вопрос №16. Что за элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 6 ?

Вопрос №17. Какой галоген входит в состав зубной эмали?

II этап. « Ребусы »

Вашему вниманию предлагаются ребусы. За правильно решенный ребус — 1 балл.

III этап. «Мозговой штурм»

Каждый правильный ответ оценивается определенным количеством балов.

Вопросы для игры «Мозговой штурм»

Тема: Строение атома

  1. Сколько электронов в атоме ртути? 10б
  2. Определите количество неспаренных электронов в атомах серы и азота? 20б
  3. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2,8, 4. 30б
  4. Назовите частицы, из которых состоит атом. 40б
  5. По какой формуле можно определить максимальное (наибольшее) число электронов, находящихся на энергетическом уровне? Каково максимальное число электронов на 1-4 энергетических уровнях? 50б

Тема: ПСХЭ им. Менделеева

  1. Чему равна относительная атомная масса хлора? 10б
  2. У элементов одного периода не изменяется:
    1. радиус атома,
    2. электроотрицательность,
    3. число электронов,
    4. число электронных слоев? 20б
  3. Чему равно число электронов на последнем энергетическом уровне у химических элементов главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева? 30б
  4. Как изменяются свойства элементов в группе сверху вниз? 40б
  5. Как изменяются свойства элементов в периоде с увеличением порядкового номера? 50б

Тема: Химический элемент

  1. Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня — огонь потух. 10б

 

  1. Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес,

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает. 20б

 

  1. Первый слог мой- отрицанье,

Слог второй- местоименье,

Отгадай мое названье,

Поскорей, я жду решенья! 30б

 

  1. Первый слог – предлог известный,

Слог второй трудней найти:

Часть его составит цифра,

К ней добавьте букву «Й».

Чтобы целое узнать,

Надо вам металл назвать. 40б

 

  1. Агрессивнейший в команде.

Всех способен окислять,
 Только с кем-нибудь в комплекте

Сможем в деле применять.
 С ним получим алюминий,

Вазы матовый узор,
 Удалим оксид при пайке.

Безусловно это… 50б

Тема: Классы соединений

  1. Как называют соли кремниевой кислоты? 10б
  2. Назовите следующее химическое вещество, к какому классу соединений оно относится – Ca(NO2)2  20б
  3. Какие значения может иметь степень окисления? 30б
  4. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека? Назовите формулу и название этой кислоты. 40б
  5. Чтоб появиться я сумел,

Прокаливают белый мел.

Меня дает огонь в печи

И пламя маленькой свечи.

И стоит только сделать вдох,

Чтоб я на свет явиться мог.

Я в газированной воде,

Я в хлебе, дыме, я везде!

О каком соединении идет речь?  50б

Тема: Химический ералаш

  1. Этот галоген был открыт с помощью домашнего кота. О каком веществе идет речь? 10б
  2. Нота плюс женское имя, а в целом напишем … 20б
  3. Какая вода содержит меньше примесей дождевая или минеральная? 30б
  4. Прочтите зашифрованную фразу:

ИТЬСНАЧАЛАНРПРОВОДААКУЦПОТОМХЮВРИКИСЛОТАВЫЧКАИНАЧЕБОТИКБЕДАТ 40б

  1. Назовите не менее трех произведений, в заглавии которых используется название химических элементов или веществ. 50б

 

IV этап. «Расчетные задачи»

 

Каждая правильно решенная задача оценивается в 5 баллов.

Задача №1.

Ученик выполняет контрольное задание. Ему нужно приготовить 100 г раствора поваренной соли с её массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза учителя с поджатыми губами. Ученик сразу все понял. Что понял ученик?

Задача №2.

Масса раствора равна 57 г с массовой долей поваренной соли 30%. Вычислите массу вещества и массу воды, которую необходимо взять для получения раствора.
Спасибо всем за игру. До свидания, до новых встреч!

 



Спасибо всем за игру. До свидания, до новых встреч!

Олимпиада по химии 1 курс

Рекомендации по выполнению работы : запись вести на двойном листе, обязательно указывать номер задания и писать развернутый ответ (см. задание). Рекомендуемое время выполнения заданий – 90 минут.

1. (1 балл) S-, p— и d-элементы, соответственно, приведены в ряду:

а) барий, гелий, хром                               б) барий, мышьяк, титан             

в) водород, гелий, медь                            г) кальций, марганец, титан

2. (2 балла) Установи соответствие между веществом и его кристаллической решёткой.

Ответ запишите в виде комбинации цифр и букв без знаков препинания и пробелов, цифры должны идти по порядку. Например: 1а2б3в4г

3. (3 балла) Известно, что таблица Д. И. Менделеева не единственная попытка учёных систематизировать химические элементы. В сетке филворда найди фамилии наиболее известных учёных (портреты которых приведены), внёсших вклад в развитие систематизации химических элементов. Из неиспользованных букв составь фамилию ещё одного учёного и определи название предложенной им систематизации.

а) триады                                                                 б) октавы

в) спираль                                                               г) таблица

4. (4 балла) Все соли азотной кислоты (нитраты) – термически неустойчивые соединения, легко разлагающиеся при нагревании. Продукты разложения зависят от активности металла, входящего в состав соли. Установи соответствие между формулами солей и продуктами их разложения:

Ответ запиши в виде комбинации цифр и букв без знаков препинания и пробелов, цифры должны идти по порядку. Например: 1а2в3б4а

5. (5 баллов) Для каждой реакции подберите реагент.

Ответ запиши в виде комбинации цифр и букв без знаков препинания и пробелов, цифры должны идти по порядку. Например: 1а2б3в4г

6. (6 баллов) Для определения точной концентрации перманганата калия часто используют метод стандартизации его по щавелевой кислоте. Метод основан на окислительно-восстановительных реакциях, в которых окислителем является перманганат-ион. Поскольку анализ проводят в сернокислой среде, то перманганат-ион восстанавливается до иона марганца (+2), а щавелевая кислота окисляется до оксида углерода (IV). Напиши уравнение реакции, соответствующее описанному процессу, и посчитай:

а) сумму стехиометрических коэффициентов в уравнении реакции;

б) концентрацию раствора перманганата калия (ммоль/дм3), если на титрование 10 см3 щавелевой кислоты с концентрацией 0,1 моль / дм3 израсходовано 14,8 см3 раствора перманганата.

Полученные числа округли до целых и приведи в ответе в виде комбинации букв и чисел без пробелов, каких-либо знаков препинания и единиц измерения, буквы должны идти по алфавиту. Например: а25б20

7. (6 баллов) Оксид А трёхвалентного металла с массовой долей кислорода    47 % растворили в необходимом количестве разбавленной серной кислоты и получили соль Б. При добавлении к полученному раствору избытка раствора гидроксида натрия получилась соль В с массовой долей натрия 34,8 %, при постепенном добавлении к которой раствора соляной кислоты вначале выпадает осадок Г, который далее растворяется в избытке кислоты с образованием соли Д. Определи вещества А, Б, В, Г и Д и приведи:

а) сумму молярных масс (г/моль) веществ А и Б;

б) разность молярных масс (г/моль) веществ В и Г;

в) массовую долю металла (%) в веществе Д.

Полученные числа округли до целых и приведи в ответе в виде комбинации букв и чисел без пробелов, каких-либо знаков препинания и единиц измерения, буквы должны идти по алфавиту. Например: а100б40в51

8. (7 баллов) Определи органические вещества А, Б, В и Г и неорганические –Д и Е – в соответствии со схемой превращений.

Посчитай:

а) молярную массу (г/моль) вещества немолекулярного строения из определённых;

б) разность молярных масс (г/моль) спирта и альдегида из определённых веществ;

в) сумму молярных масс (г/моль) неорганических веществ из определённых.

Полученные числа округли до целых и запиши ответ в виде комбинации букв и чисел без пробелов, каких-либо знаков препинания и единиц измерения, буквы должны идти по алфавиту. Например: а45б12в40

9. (7 баллов) Сырьём для производства серной кислоты является пирит (FeS2) или чистая сера. На первой стадии проводят либо обжиг пирита, либо окисление серы кислородом воздуха, при этом серосодержащим продуктом является оксид серы (IV). На второй стадии проводят каталитическое окисление оксида серы (IV) до оксида серы (VI), который на последней стадии смешивают с водой. Техническим продуктом производства серной кислоты является олеум – раствор оксида серы (VI) в серной кислоте. Определи:

а) теоретическую массу (кг) пирита с содержанием FeS2 92 %, необходимого для производства 1 т 15%-го олеума;

б) массу (кг) 70%-й серной кислоты, которую можно получить из заданного количества олеума.

Полученные числа округли до целых и запиши в ответе в виде комбинации букв и чисел без пробелов, каких-либо знаков препинания и единиц измерения, буквы должны идти по алфавиту. Например: а10б950

10. (9 баллов) К исходной смеси метана и углекислого газа добавили                 3-кратный избыток кислорода и взорвали. После приведения смеси к нормальным условиям установлено, что плотность полученной смеси равна плотности исходной смеси. Посчитай:

а) объёмную долю (%) углекислого газа в исходной смеси;

б) объёмную долю (%) углекислого газа в конечной смеси.

Полученные числа округли до целых и запиши в ответе в виде комбинации букв и чисел без пробелов, каких-либо знаков препинания и единиц измерения, буквы должны идти по алфавиту. Например: а50б15.

Всего: 50 баллов.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

Биология наука о Земной всей красоте…

О букашках, насекомых и лесах всех на Земле…

То наука о прекрасном, что нам Бог всем подарил…

Ведь не зря он всю Планету, красотою наделил…

Присмотритесь вы поближе к мотыльку и муравью…

К тому деревцу я вижу, как оно растёт в лесу…

Фауну сейчас и Флору сбережёт наука та…

Биология наука, как тот зонтик от дождя…

Наука биология тесно переплетается с другими науками

Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с Биологией в развлекательной форме.

Вам предстоит разгадывание шарад, головоломок. Удачи!

(Ответы принимаются только 29 апреля! Торопитесь! Свои работы отправляйте на эл. почту belashkovan@mail.ru)

  • В первом отдыхают,

Пиво попивают.

Ветка толстая — второе,

Может быть совсем сухое.

Вместе всё — он зверь лесной,

Просыпается весной,

Он в норе своей живёт,

Ест он все, что лишь найдёт.

Ловко землю он копает,

А, уставши, засыпает.

Спать без отдыха весь день

Зверю этому не лень.

(,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

  • Первое можете в море искать,

Но за него вам нельзя заплывать.

А на втором раньше землю пахали —

Трактора встарь люди даже не знали.

Целое — это животное тоже,

Очень оно на второе похоже.

(,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.)

  • Первый в бутылку легко залезает,

Тщательно стенки её отмывает.

А за вторым на рыбалку идём,

Клюнет когда на крючок он, мы ждём.

(,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

  • С «Б» — он в атаку солдат поднимает,

В дальней Австралии с «В» обитает.

(,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

  • С буквой «Р» — помощник-автомат,

Труд любой он облегчить вам рад.

С буквой «Х» — его имеет слон,

Знаменит длиной своею он.

 (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

  • С первой «С» — огромная я птица,

Что летать не может научиться.

С первой «Ш» — меня должны все знать:

Вальсов много ведь сумел я написать.

 (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

  • «Г» — я хищник полосатый,

Вашим кошкам брат, ребята.

А без «Г» — я учрежденье,

Всё в мишенях помещенье.

(,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

  • С «Л» — на севере живёт,

Быстро нарты он везёт.

С «С» — бывает после лета,

Время года, дети, это.

(,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА

Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей,  которые из них «убежали».

1/  ГИ _ _ _ _ _   (правила сохранения здоровья)

2/ _ _ _ _ _ _ _ ИУМ   (растение семейства  лютиковых)

3/ _ _ _ _ ОСТЬ  (покорность, смиренность)

4/ ПА _ _ _ _ ДНИК   (огороженный садик перед домом)

5/ ДВУСТ _ _ _ _ А   (охотничье ружьё)

6/ П _ _ _ _ ОК    (небольшой населённый пункт)

7/ _ _ _ _ _ КА   (вкусное прозвище автомобильного руля)

8/ Г_ _ _ _ _  (часть ноги от колена до стопы)

9/ БРА _ _ _ _ ЕР   (охотник вне закона)

10/ ЗА _ _ _ _ КА   (печная дверь)

«ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

1/ У кого есть язык (язычок), но нет рта?

(,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

2. У кого есть горлышко, но нет шейки?

(,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

3.  У кого есть зубы, но нет языка и  рта?

(,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

4. У кого есть ушко, но нет головы? 

(,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

5.  У кого есть кисти, но нет рук? 

 (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

6. У кого есть спинка, но нет животика? 

(,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

7.  У кого есть ножки, но нет ручек и головы?

(,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

  •  У кого есть почки, но нет желудка и печени?

  (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)

10  У кого есть косточки, но нет скелета?

(,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,..)

ХВОСТАТАЯ  ВИКТОРИНА

 Отгадайте животное по описанию его хвоста.

1. Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие.

2.  На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь.

3.  Его хвостик летом серый, а зимой белый.

4. Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых.

5. Нос пятачком, хвостик крючком.

6.  Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков.

7.  Про трусишку говорят, что он дрожит, точно её хвостик.

8. Он ловил хвостом рыбу в проруби.

9. У этого великана нос намного длиннее, чем хвост.

  1.  Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу.

БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА

  •  Как правильно: пятнистый пятон или питнистый питон?

)

  •  С каким знаком препинания неразлучны все ласточки?
  •  Какая домашняя птица всё время всем задает один из вопросов родительного падежа?  
  •  Какого рода кольраби? 

(

  •  Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном».

Название какой змеи может быть наречием?

  •  Название какой птицы может быть и глаголом повелительного наклонения?  
  •  Название семьи каких животных может быть ещё и глаголом повелительного наклонения?
  •  Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными? 
  •  Правильно ли написано слово «каретта»?

Обсуждение закрыто.